Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
кот

Когда георгиевские ленты в Киеве вызывали уважение


Перед киевским городским самоуправлением образца 1916 года неоднократно вставали непростые, а порой и нетривиальные задачи, с которыми чиновники, проявив чудеса изобретательности и недюжинную управленческую хватку, как правило, справлялись. В ноябре как из рога изобилия посыпались новые проблемы
Начало отопительного сезона, дефицит продуктов питания и товаров промышленного потребления, нехватка рабочих рук и технических средств – все это прогнозировалось, к этим трудностям готовились заблаговременно.

А вот о ноябрьских праздниках в городской управе за ежедневными заботами запамятовали. Двадцать первый день рождения великой княжны Ольги Николаевны, случившийся 3 ноября, особых забот городской управе не принес. Легкое на подъем духовенство отправило торжественные богослужения. Киевские вельможи съездили в столицу с поздравлениями лично, а государственные учреждения и общественные организации выказали верноподданнические чувства в поздравительных адресах и телеграммах.

Профессиональный праздник – день святого Архистратига Михаила, с легкой руки Екатерины II разместившегося на гербе и печатях Киева, и вследствие этого «назначенного» покровителем города Киева, управа вообще отметила более чем скромно, просто объявив выходной день. В киевских газетах 8 ноября было опубликовано сообщение: «Сегодня, в день святого Архистратига Михаила, патрона города Киева, занятия во всех учреждениях киевского городского самоуправления производиться не будут», и более никакой информации о формате и участниках праздничных мероприятий не поступало.
Collapse )

кот

Атеисты неоднократно пытались «вырвать» крест у памятника Владимиру Великому в Киеве


До появления этого памятника территория, на которой его воздвигли, была занята виноградниками Михайловского Златоверхого монастыря. Традиционное монашеское занятие было нарушено разливами Днепра, которые привели к сильному оседанию почв под виноградниками и спровоцировали серию оползней на нынешний Владимирский спуск. Последнее вызвало негодование местных властей, ведь, чтобы замостить камнем эту крутую улицу, было израсходовано немало средств из городского бюджета. Для спасения мостовой решили еще раз укрепить склон и разбить там парк, который был назван Владимирской горкой. Место это по преданию было историческим: говорили, именно здесь когда-то князь Владимир Святославович крестил киевлян. Версия о том, что крестили княжеских дружинников и прочих жителей Киева все же не в Днепре, а в водах реки Почайны, которая сливалась с Днепром в районе Почтовой площади, появилась позже.
Collapse )
кот

«Бояре сказали Владимиру: «Если бы закон греческий был плох, не приняла бы его твоя бабка Ольга»


— Князь Владимир крестил киевлян в речке Почайне на Подоле примерно в том месте, где сейчас находится речной вокзал, — говорит директор Института археологии Национальной АН Украины академик Петр Толочко. — Во времена Владимира Почайна там впадала в Днепр (за более чем 1000 лет ее устье сместилось, ныне оно — напротив Рыбальского острова). Над местом, где проводился обряд массового крещения, находится Старокиевская гора, на которой располагался княжеский дворец, а также было воздвигнуто капище — пантеон языческих богов под открытым небом. На нем стояли идолы главных божеств всех племен Руси. Заняв в 980 году великокняжеский престол, Владимир создал это капище, чтобы консолидировать части своего молодого государства. Через восемь лет он сделал выбор в пользу православия, и в день крещения киевлян идолы были повалены. Их покатили вниз на Подол по Боричеву спуску (ныне он называется Андреевский), а затем бросили в Днепр. В летописи есть запись о том, что наиболее преданные язычеству люди бежали по берегу, взывая к главному божеству Перуну: «Выдыбай (то есть выплыви. — Авт.), господи боже, выдыбай». И он якобы «выплыл» в местности, которая затем получила название Выдубичи.
Collapse )
кот

На Троицу в Киеве проходили показы невест, нередко завершавшиеся обручениями

В старые времена лето начиналось с Зеленых святок (Зеленой недели). Люди шли в лес и возвращались оттуда с охапками трав и зелеными ветвями. Полы в домах устилали пахучим аиром, чабрецом, мятой, любистком, полынью. Окна и двери украшали ветвями лип, кленов и берез. И делалось это неспроста, не ради забавы. По древним поверьям, души предков зимой обитают в воде, а с приходом теплой поры переселяются в деревья священных рощ, в поля и питаются нектаром цветов. Попадая в жилища вместе с лесной и луговой зеленью, они приносят с собой дух святости, покоя и чистоты…
Collapse )
кот

Попойки и их последствия на поминальных гуляниях принимали такие размеры, что приходилось оцеплять..

«Попойки и их последствия на поминальных гуляниях принимали такие размеры, что приходилось оцеплять казаками всю местность»
Традиция послепасхальных Проводов в старом Киеве вошла в благочестивое русло только с введением запрета приносить на кладбища спиртные напитки

С незапамятных времен у наших предков существовал обычай собираться на кладбище и устраивать там шумные и многолюдные застолья. Это происходило на восьмой день после Пасхи, в начале так называемой Фоминой недели, когда по старому обычаю поминали усопших. Люди приходили на кладбище, чтобы помолиться за упокой души своих родичей, но общей панихидой дело не кончалось. За христианским обрядом следовал обед-тризна в древнем языческом вкусе — с выпивкой и пением, с играми и хороводами молодежи. В церковном календаре этот день назывался Протопасхой, а в народе — просто Проводами, поскольку считалось, что в Светлый четверг Страстной недели Бог отпускал мертвых на землю, а после Пасхи их следовало с честью проводить назад, в загробный мир.
Collapse )
кот

Страдающим от болезней желудка матушка Алипия давала…

Страдающим от болезней желудка матушка Алипия давала… яичницу из 30 яиц, поджаренных на полкило сливочного масла

Удивительные методы врачевания, существовавшие в старинных киевских монастырях, практикуются и в наши дни

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний не был врачом ни по призванию, ни по образованию. Но когда кто-нибудь из его братии заболевал, он усердно ухаживал за страждущим. Старое монастырское врачевание не нуждалось в медикаментах и знахарских снадобьях. Оно начиналось и заканчивалось молитвой. Но чтобы больной не терял надежды на выздоровление, Антоний давал ему вареные или сырые овощи со своего стола, выдавая их за лекарство. Именно о таком, безмедикаментозном, лечении и повествует в «Киево-Печерском патерике» монах Поликарп, утверждая, будто Антоний «исцелял больных пищей своей, а они думали, что получают от него врачебное зелье, и выздоравливали его молитвою».
Collapse )
кот

МОНАСТЫРСКАЯ КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ (988 - 1240 гг.): КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Тема истории христианизации Киевской Руси становится особо актуальной в преддверии грядущего юбилея 1025-летия Крещения Руси. Эта статья не берет на себя цель показать целостную картину развития христианской духовности киевского периода в целом, а очерчивает это развитие в контексте истории Киево-Печерской лавры. Автор надеется, что данная статья позволит читателю представить себе развитие отечественной духовной культуры первых двух веков христианства на Руси.
Ключевые слова: монастырь, икона, церковное пение, княжеские монастыри, духовенство, приход.
В далекие времена язычества на Руси сформировалась культура, которая, по словам И. Н. Яблокова «Являлась важной частью культурного наследия человечества» [19, С.532]. Развитие славянского язычества достигло своего апогея накануне основания Киевской Руси, а также в первые два века ее формирования (Х-Х1 вв), когда культ бога грозы и покровителя воинов и князей Перуна (его имя встречается в летописи под 907 г.), стал постепенно государственной религией. Безусловно, что становление уникальной российской государственности, и возникновение великой русской культуры связаны с принятием Русью Православия. Тем не менее, верования, обряды, заговоры, формировавшиеся тысячелетиями, не могли бесследно исчезнуть сразу после принятия новой веры. Конечно, христианство и язычество не совместимы в духовном смысле, но в обрядности языческих верований были некоторые черты, которые облегчали усвоение народом Православия. Академик Б. А. Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси» писал об этом так: «И там и здесь существовали невидимые силы низших разрядов: и там из здесь производились моления-
богослужения и магические обряды с заклинаниями-молитвами: и там и здесь каркасом годичного цикла празднеств были солнечные фазы; и там и здесь существовало понятие» душа» и её бессмертие, её существование в загробном мире» [12, С.731]. Идолы, капища, требища, княжеские дворцы, городские стены и башни создавались по определенно выработанной системе, в едином стиле, и во все вкладывался языческий смысл. В Киеве давно уже было хорошо известно христианство и его основные догматы.
Collapse )