Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

кот

Почем знания для народа



Каждый раз в начале учебного года родители школяров обсуждают финансовые вопросы – сколько и в каких заведениях нужно платить за обучение, каковы размеры дополнительных «взносов» и так далее. В старом Киеве подобных дискуссий не было – все гимназии были платными, детей должников отчисляли, а учителя в материальном плане жили не хуже большинства семей своих воспитанников. В 1904 году в городе было пять государственных гимназий

Стоимость обучения в самой престижной 1-й мужской гимназии составляла 100 рублей в год. Столько же, например, платили за годовую аренду двухкомнатной квартиры с минимальным набором мебели.

Кроме этой суммы, которая уплачивалась официально, никаких других «поборов» в гимназии не было. Директор не рассказывал родителям учеников, что нужно скинуться на ремонт класса или доплачивать, например, уборщице, иначе она не станет выполнять свои функции.

Льготные условия

Гимназисты из небогатых семей могли рассчитывать на снисхождение педагогического совета, обладавшего правом освободить ученика от оплаты. Писатель Константин Паустовский, поступивший в 1-ю гимназию в 1904 году, вспоминал: «Однажды я увидел маму в приемной директора гимназии. […] Через несколько дней новый наш директор остановил меня в коридоре и сказал:

– Передайте вашей мамаше, что педагогический совет уважил ее просьбу и освободил вашего брата и вас от платы за ученье. Но имейте в виду, что освобождаются только хорошие ученики. Поэтому советую подтянуться».

У матери Паустовского имелись веские причины, чтобы просить о бесплатном обучении своих сыновей – отец бросил их, и семья осталась без дохода.

А вот дети учителей освобождались от оплаты по закону. Причем это правило оставалось в силе даже в том случае, если педагог ушел из системы образования (при условии, что он проработал в гимназии не менее 10 лет и испытывает нужду).

Благодаря такой льготе смог завершить среднее образование Михаил Булгаков. Мама будущего писателя написала прошение директору 1-й гимназии, ссылаясь на «педагогическую деятельность его покойного отца». И хотя Афанасий Булгаков преподавал в Духовной академии, а не в гимназии, просьба об освобождении от оплаты была удовлетворена.

Впрочем, существовал лимит щедрости педсовета: число бесплатных гимназистов не могло превышать 10%.
Collapse )
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
кот

Как состоялся выпуск Михаила Булгакова


Михаил Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в высшей степени образованной и интеллигентной семье. Он стал первенцем для отца Афанасия Ивановича, служащего доцентом в Киевской духовной академии, и матери Варвары Михайловны, также работавшей преподавателем, но в женской гимназии. Пробыть единственным ребенком в семье у Миши получилось недолго, в следующем году родилась Вера, а еще через год - Надежда. К концу 1902 года детей в семье Булгаковых стало семеро – три брата и четыре сестры

По понятным причинам многодетная мать свою службу в гимназии оставила, и вся забота о финансовом благополучии большого семейства легла на плечи отца. В 1902 году он получил звание профессора и его годовой оклад в академии составлял 1200 рублей. На то время в Киеве месячный заработок в 100 рублей был не так уж и мал. За эти деньги можно было купить ломовую лошадь или два патефона. Примерно 20-25 рублей зарабатывали государственные чиновники на начальных ступенях карьерной лестницы и нижние чины полиции, младший персонал в аптеках, больницах и на почте. Около 100 рублей получали земские врачи, преподаватели старших классов в гимназиях и вузах.

Киев

В то же время для содержания семьи из девяти человек означенной суммы явно не хватало. Тем более что только на арендную плату за квартиру уходило более половины профессорского оклада – 60 рублей в месяц. Поэтому Афанасий Иванович, кроме научной и преподавательской работы, вынужден был искать дополнительные источники заработка. Хорошим подспорьем стало получение места в киевской цензуре. Еще 1200 рублей в год позволили семье Булгаковых обеспечить детям нормальное питание и хорошее образование. Кроме того, профессор не брезговал браться и за другие, подвернувшиеся по случаю, литературные заказы. Одним из самых ярких детских воспоминаний Михаила Булгакова был образ отца, работающего за столом в свете зеленой настольной лампы. К выполнению работы, взятой на дом, он обычно переходил только после того, как детвора укладывалась спать.
Collapse )

кот

Комнаты с видами на платежеспособную публику



Осенью 1916 года Киевская городская управа столкнулась с новой проблемой – жилищной. Точнее, проблема эта преследовала городское самоуправление с самого начала войны – члены жилищного комитета сбивались с ног, подыскивая подходящие помещения для прибывающих из западных областей империи эвакуированных учреждений и жилье для беженцев. Кроме того, приходилось предоставлять места для расположения вновь разворачивающихся в Киеве военных госпиталей и казармы для призывников, армейских частей, дислоцирующихся в городе

Уже к началу 1915 года власти Киева практически исчерпали имеющиеся в их распоряжении резервы, включая принадлежащий городу Контрактовый дом и даже свободные кабинеты в полицейских участках. Ситуацию несколько облегчили воинские власти, отправив в конце года несколько крупнейших киевских вузов вглубь России – в Воронеж и Саратов. Освободившиеся аудитории и студенческие общежития тут же были заняты армейскими штабами и лазаретами. Однако война, напугавшая киевлян своей близостью, была отброшена на запад под ударами войск Юго-Западного фронта. Уже весной 1916 года преподаватели и студенты стали собираться из эвакуации домой. Новый учебный год должен был начаться в Киеве в родных стенах.

Вот тут и возник вопрос, куда поселять студентов. Да, весомый процент составляли киевляне и имели крышу над головой, некоторое количество располагало достаточными средствами для аренды комнат или даже квартир в доходных домах. Но большинство студентов, причем подавляющее большинство, не имело в Киеве ни крова, ни гроша.
Collapse )

кот

«Латинский квартал» Киева



Вскоре после того, как в 1842 году Киевский университет перебрался с Печерска в новый, специально построенный красный корпус на Владимирской улице, 60, вокруг него возник профессорско-студенческий городок, названный в подражание аналогичному парижскому «Латинским кварталом».
Впрочем, вначале вокруг нового здания университета не было не то, что никакого жилья, не было и самих улиц.
Collapse )
кот

На каникулах учеников из бедных семей педагоги часто приглашали в свои имения или дачи

Принято считать, будто первую школьную колонию — центр оздоровления детей — создал в горах Швейцарии в 1876 году пастор Бион из Цюриха. Вслед за ней подобные учреждения возникли в Германии и лишь в 1882 году — в России под Петербургом. Но, оказывается, первенство в этом деле принадлежит Киеву.

Как свидетельствуют мемуаристы, в конце 1840-х годов в Киеве уже существовало небольшое заведение для оздоровления учащейся молодежи. Оно принадлежало Братскому училищному монастырю и располагалось в летней резиденции ректора Киево-Могилянской академии в селе Братская Борщаговка (в районе теперешней Большой Окружной дороги рядом с Жулянами).

В ректорском доме — «Борщаговском дворце» — устроили дачу для неимущей учащейся молодежи, чтобы летом она не томилась в стенах общежития.
Collapse )
кот

На каникулах гимназист Булгаков играл в футбол, а юный Паустовский — в крокет

Летние каникулы для каждого школяра — лучшее время года. Все в эти дни делается с радостью, все восхищает и изумляет. Правда, когда читаешь воспоминания мемуаристов XIX века о каникулах, видишь, как изменились главные события лета, например, те же походы в лес за грибами. Рассказы киевлян той эпохи воспринимаются почти как сюжеты из жизни Древнего Рима…
Collapse )
кот

Гимназистам, приезжавшим на каникулы в Киев, разрешалось гулять только до десяти вечера

В старые времена атмосфера в гимназиях напоминала казарменную. От учеников требовались лишь послушание и зубрежка уроков. Любое неповиновение каралось розгами или ударами линейки по рукам. Вне уроков педагоги с учениками не общались.

Последствия казарменного «воспитания» особенно ярко проявлялись на каникулах. Вырвавшись из-под власти инспекторов и солдафонов-надзирателей, гимназисты просто не знали, чем заняться. Хорошо, если рядом оказывались внимательные к их нуждам родители, которые устраивали интересные прогулки и поездки, водили в лес, учили выращивать овощи и цветы. Но часто дети бездельничали целое лето, не зная, куда деть свободное время. Подростки постарше, обуреваемые естественной в их возрасте страстью к приключениям, вливались в шумные компании, возглавляемые старшеклассниками, пьянствовали и играли в карты. Особенным буйством отличалась та часть «золотой молодежи», которая странствовала, наподобие цыган, по дорогам Украины в крытых повозках и называла себя балагулами…

Collapse )