starovina (starovina) wrote,
starovina
starovina

Category:

«Русский Картье» Иосиф Маршак.


Имя Иосифа Маршака, «киевского Картье», когда-то звучало по всей Российской империи и ассоциировалось с роскошью, головокружительным успехом и невероятной любовью к своему делу…Надо сказать, что Иосиф Абрамович Маршак действительно приходился родственником Самуилу Яковлевичу Маршаку – двоюродным дядей. Он родился в бедной многодетной семье и в четырнадцатилетнем возрасте отправился в Киев, чтобы обучиться ювелирному искусству.


Женился он в девятнадцать лет – избранницу звали Лия. Молодой семье постоянно не хватало денег, а ведь карьерные устремления Иосифа требовали немалых расходов. Сто рублей из приданого жены да заложенный в ломбард костюм – вот и весь «бюджет», потраченный на создание простенькой золотой цепочки...Однако спустя десятилетие, в 1878 году, Иосиф Маршак открыл в Киеве собственное ювелирное дело. Семейство, которое за эти годы обзавелось уже несколькими наследниками, переехало в большую квартиру на Крещатике.


Имя Маршака гремело по всей стране, его изделия получали высшие награды на всемирных выставках в Европе и США… Его магазины открывались в Киеве, Полтаве, Харькове, Тбилиси, а чуть позднее появились в Москве, Петербурге и Варшаве. 1893 году его творения завоевывают медаль на Всемирной выставке в Чикаго, затем в Антверпене в 1899 году. Ничто не может его остановить, даже пожар, принесший в 1899 году огромные убытки его мастерской. Напротив, пройдя через такое испытание, он с новой силой возрождает производство. Кроме основной деятельности Иосиф Маршак занимался обучением молодых ювелиров. Фабрика за годы своего существования выпестовала не меньше трех сотен учеников – и учениц. Иосиф Абрамович был активным сторонником женского образования. Многим из них в дальнейшем он предоставил и рабочие места, первым в стране допустив женщин к работе на ювелирной фабрике – Маршак считал, что мастерицы обладают лучшей концентрацией и работают аккуратнее. К тому же ему самому на заре карьеры помогала любимая супруга…


Кроме того, ювелир открыл в Киеве ремесленную школу и содержал на свои деньги . Он много путешествовал, всю жизнь не переставал учиться новому, регулярно переоснащал производство по последнему слову техники, трепетно относился к моде – ведь нужно соответствовать желаниям публики! Изделия фабрики были призваны не только украшать, но и вызывать возгласы удивления.
Маршака без тени заискивания называли «киевским Картье». Фабрика с годами начала выпускать не только драгоценности, но и часы, сервизы, лупы и перочинные ножики, памятные сувениры из благородных металлов… Предприятие Маршака достигло таких высот, что конкуренции с мастером не выдержал сам Фаберже. Наличие процветающей конкурентоспособной фабрики Маршака вынудило Фаберже закрыть филиал своей фирмы в Киеве. «Двум медведям в одной берлоге не место!» - ворчал великий Карл, покидая Киев. Однако, несмотря на жестокое соперничество, ювелирам удалось сохранить теплые дружеские отношения.Чем же пленяли публику творения ювелирного дома Иосифа Маршака? Потрясающим качеством исполнения и смелостью решений, изобретательностью конструкции и красотой материала. Все самое лучшее – экзотический жемчуг и невероятной чистоты бриллианты, магические оттенки изумрудов и сапфиров… Некоторые украшения, созданные Иосифом Маршаком, по стоимости не уступали целому поместью. Но и «простым смертным» удавалось раздобыть что-нибудь «от Маршака» - декоративную шкатулку, булавку…


В 1913 году Николай II посетил Киев в рамках празднования 300-летия дома Романовых. Ему преподнесли роскошные драгоценные дары, и все они были выполнены на фабрике Маршака. Особенно выделялась серебряная модель Педагогического музея – удивительно точная и тонко выполненная. Сохранились упоминания и о механической ювелирной модели парохода «Держава».После революции фабрика Маршака была национализирована. Сам он скончался в возрасте шестидесяти четырех лет после тяжелой продолжительной болезни. Но его потомки – а в семье Иосифа и Лии выросло восемь детей! - успели уехать в Европу. Им удалось спасти немало шедевров от переплавки. Продолжателями дела Иосифа Маршака стали его сыновья.
В 1920 году его младший сын Александр открыл в Париже собственный ювелирный салон Marchak и принялся за создание украшений в модном тогда стиле ар деко, но с ноткой ностальгии по утраченной родине. Александр в свое время получил образование в Парижской школе искусств, а затем служил на австрийском фронте – разведчиком и военным фотографом. Непростой опыт, полученный в столь молодые годы, придавал художественному таланту младшего Маршака оттенок драматизма.Еще один из сыновей Иосифа, Владимир, пытался открыть филиал ювелирного дома в Берлине – но не преуспел. После Второй Мировой бразды правления принял ювелир Жак Верже, благодаря которому ювелирный дом вышел на африканский и ближневосточный рынки.


Верже предлагал женщинам роскошные, на грани допустимого, украшения – гроздья бриллиантов и изумрудов, слепящее сияние, целые ювелирные композиции, где сверкающие бабочки и цветы соревновались друг с другом в яркости оттенков… Особенно идеи Верже пришлись по вкусу обеспеченным американкам, но покорили сердце и марокканского короля Хасана II, заказы которого возрожденный дом Маршак выполнял на протяжении многих лет.Несмотря на свою сложную историю – постоянная смена владельцев, кризисы и даже банкротство! – бренд Marchak существует и по сей день. Сегодня он считается одним из самых прогрессивных благодаря использованию новейших материалов и технологий – как, быть может, и мечтал его основатель.
Tags: Киев, интересно, история, личность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment