starovina (starovina) wrote,
starovina
starovina

Categories:

Журнал «Реклама» СССР.


Об истории журнала и о том, как обложка может стать масштабной дизайнерской историей, рассказывает Сергей Серов — один из создателей журнала «Реклама», отец современного российского графдизайна.

Новому поколению трудно объяснить, чем был в 1980-е годы этот журнал для наших дизайнеров-графиков. Как невозможно представить себе сейчас, что такое визуальный голод. Железный занавес — вовсе не метафора, ажестокая реальность большей части жизни моего поколения. Информационный голодомор. Для дизайнеров недостаток визуальной информации смертелен.

Нельзя сказать, что «Реклама» была первым со времен авангарда журналом, касающимся вопросов дизайна. Была же «Техническая эстетика», издававшаяся с 1964 года. Но ее статус — «информационный бюллетень Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики», и это многое объясняет. С 1960-х годов журнал «Декоративное искусство СССР» регулярно публиковал статьи о дизайне. Хорошие, кстати, статьи — Карла Кантора, Евгения Розенблюма, Вячеслава Глазычева, Олега Генисаретского. Но и здесь это были в основном лишь «умные разговоры». Так что как полноценное профессиональное визуальное издание, в котором «картинка» не менее важна, чем текст, «Реклама», пожалуй, была первым дизайнерским журналом в стране.

Да и то сказать — журналом! В лучшие времена — «полужурналом». А то и вовсе «четвертьжурналом». Ведь остальное место в каждом номере занимали, как правило, скучные статьи о проблемах советской псевдорекламы, целые развороты монотонного крупнокегельного набора, пустопорожней тарабарщины. Журнал выходил один раз в два месяца. И полос в нем было всего 24. И каждую приходилось отвоевывать под материалы про графический дизайн.


Журнал «Реклама». № 5, 1988. Обложка. Виктор Яковлев. 1988

Мы пришли в ведомственный журнал Министерства торговли СССР, называвшийся тогда «Реклама. Теория, методика, практика» (позже он стал называться чуть короче: «Реклама. Теория, практика»), в конце 1983 года. Собственно пришел в журнал, в штат, лишь один человек — Василий Цыганков. Это ему принадлежат инициатива и главная заслуга преобразования «Рекламы». Он стал художественным редактором журнала и подтянул остальных.

Я в тот момент трудился в Московском художественно-конструкторском бюро «Эстэл», потом вернулся во Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а в «Рекламе» работал внештатно и значился в «титрах» искусствоведом, консультантом по вопросам визуальной рекламы. Во ВНИИТЭ защитил диссертацию, но сотрудничество с «Рекламой» изменило траекторию биографии. Вместо серьезной научно-исследовательской работы начал с тех пор все больше заниматься актуальной художественной жизнью, практикой текущего профессионального процесса.

Третьей ключевой фигурой стал Владимир Чайка, лишь незадолго до этого, в 1982-м, окончивший Строгановку. Он сделал дизайн, потом редизайн макета и большую часть обложек, каждая из которых становилась тогда настоящим событием.

Кроме Чайки авторами обложек «Рекламы» становились поочередно такие маститые дизайнеры-графики, как Валерий Акопов, Игорь Березовский, Рамиз Гусейнов, Евгений Добровинский, Игорь Майстровский, Владимир Цеслер, Валерий Черниевский и другие. Были и совсем молодые, начинающие дизайнеры: сестры Пустоваровы, Аня и Оля, еще учившиеся в Харьковском художественно-промышленном институте, Александр Гельман, еще не уехавший ни в Израиль, ни в Америку. Всем им предлагались главная тема номера и абсолютная свобода для выбора средств визуального выражения, карт-бланш.


Журнал «Реклама». № 3, 1985. Обложка. Рамиз Гусейнов. 1985

По существу обложки «Рекламы» стали первой коллективной профессиональной дизайн-акцией. И своего рода всесоюзной школой дизайнерского авангарда. «Реклама» продавалась в киосках «Союзпечати». И какая это была радость — увидеть нашу обложку, вызывающе сияющую на фоне соцреализма советских изданий. И потом какие-то пластические мотивы, ходы с этих обложек, как от брошенного в болото камня, расходились кругами по всей стране, находя себя в самых разных графических решениях.

Обложки «Рекламы» стали лицом журнала и уникальным источником дерзкой визуальной информации. Сериалом, длящимся из года в год. Выставкой, экспонируемой в разных пространствах: в городской среде, сквозь витрины киосков, в рабочем интерьере и, наконец, в домашнем, где они бережно хранились долгое время.

Обложки и развороты «Рекламы» неоднократно публиковались потом в западных альбомах по графическому дизайну.

Добыча визуальной информации для журнала базировалась на идее «дизайна у нас нет, но есть дизайнеры», то есть на художническом, личностном, авторском подходе к дизайнерской деятельности. В результате из-под глухой, монолитной глыбы стали появляться и становиться известными в профессии отдельные имена. Мы старательно выискивали талантливых, своеобразных, творческих людей по всей большой тогда стране — от Прибалтики до Приморья. Услышав, что в Харьковском худпроме появились интересные студенты, ехали туда посмотреть на их работы, ездили на защиты дипломных проектов. В основном по стране колесил, конечно, Василий Цыганков.

Результаты селекционной деятельности проявляли себя в разных видах — на тех же обложках журнала, в тематических статьях, в интервью. Но главное место, где представлялись новые имена, — третья, внутренняя страница обложки. Здесь было место рубрики «Вернисаж». Время от времени она расширялась на разворот, прихватывая последнюю полосу журнала. В этом журнальном выставочном зале состоялись премьерные показы Александра Белослудцева, Юрия Боксера, Юрия Желудева, Ирины Киреевой, Валерии Ковригиной, Андрея Колосова, Татьяны Черновой, Виктора Яковлева и многих других молодых дизайнеров-графиков.

Журнал «Реклама». № 6, 1984. Обложка. Владимир Чайка. 1984

Более известным мастерам посвящалась постоянная рубрика «Рекламист», здесь публиковались достаточно большие творческие портреты. Валерий Акопов, Михаил Аникст, Евгений Добровинский, Василий Дьяконов, Максим Жуков, Андрей Крюков, Борис Трофимов, Аркадий Троянкер — почти вся будущая Академия графического дизайна. А также Игорь Березовский, Ефим Цвик, Алексей Шторх и другие.

Богатый визуальный материал, конечно, давала «советская Европа» — республики Прибалтики. В «Рекламе» публиковались Гинтарас Баленис, Юозас Гулкус, Юргинас Жилис, Юрий Касс, Кале Тоомпере, Рут Уймеринд, Лаймонис Шенберг и другие мастера из Литвы, Латвии и Эстонии.

Иностранная информация попадала в журнал случайно, как правило, через редкие выставки. В «Рекламе» публиковались аналитические обзоры результатов биеннале в Варшаве и Брно, а также западных выставок, попадавших каким-то чудом в СССР: польского плаката, японского плаката, итальянского мебельного дизайна.

Про мебельный дизайн или про светильники журнал тоже писал — везде находился повод приглядеться к тенденциям стилевого развития. «Реклама» смотрела на графический дизайн широко, включая в орбиту своего внимания и смежные области визуальной культуры.

Журнал публиковал много серьезных тематических статей по графическому дизайну. Там печатались такие выдающиеся авторы, как Юрий Герчук, Владимир Кричевский, Галина Курьерова, Александр Лаврентьев, Алексей Тарханов, Елена Черневич и другие. На четвертой странице обложки «Шрифтовой практикум» вел Владимир Ефимов. Вообще авторы выискивались для журнала столь же тщательно, как и дизайнеры.

Кроме того, журнал инициировал и организовал всесоюзные творческие конкурсы — авторского плаката «Автоплакат» и шрифтового дизайна «Шрифт’89», которые завершались хорошими выставками.

Мы рассматривали журнал как своего рода дизайн-центр, как профессиональный клуб, место и средство непринужденного общения по интересам. В те годы «Реклама» действительно стала профессиональным клубом для дизайнеров-графиков всей страны со свободной творческой атмосферой.



Журнал «Реклама». № 5, 1986. Обложки. Владимир Чайка*. 1986

Популярность журнала в профессиональных кругах была огромной. Оказываясь на защитах в Строгановке, в Харьковском худпроме или в других вузах, мы неизменно натыкались на ксероксы полос «Рекламы» в пояснительных записках к дипломным проектам. И сегодня, спустя столько времени, когда на зимних или летних школах ВАШГД появляются иногда возрастные дизайнеры, они сразу реагируют, например, на слова «брызги новой волны» или тому подобную фразу из тех времен. Готовя статью, я спросил в ЖЖ: помнит ли кто-нибудь журнал «Реклама»? Один дизайнер, живущий и работающий теперь в Нью-Йорке, отозвался так: «Еще бы! Я вырос на этих журналах. Для меня это был выход в открытый космос».

Журнал издавался на русском, но оказался замеченным и в Европе, и в 1990 году на международный научный симпозиум, который традиционно сопровождает биеннале в Брно, пригласили с докладом про журнал Василия Цыганкова. Он немного оробел и стал спрашивать организаторов, нельзя ли пригласить вместе с ним и меня? Те ответили согласием, и мы с Цыганковым сделали совместный доклад про журнал. А я сделал еще доклад по мотивам только что защищенной диссертации про свои парадигмы, стилевые процессы в графическом дизайне. Оба доклада были приняты на ура, что ощутимо добавило сил и вдохновения для дальнейшей жизни.

Примечания:

* За годовую (1986) подборку обложек «Рекламы» Чайка в 1988 году получил свою первую громкую награду — серебряную медаль Международной биеннале графического дизайна в Брно. Это была и первая биеннальная награда России за журнальный дизайн.

Опубликовано в журнале «Проектор» №4, 2010.



Tags: документалка, интересно, история, реклама
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments