starovina (starovina) wrote,
starovina
starovina

Categories:

Реклама в СССР? -Да!

Глядя, как очередной рекламный ролик “вгрызается” в интересный фильм, пожилые люди вздыхают: “Как хорошо было в наши времена без этой рекламы!”. Неправда: реклама существовала и в советское время, только была совсем другой. О ней рассказывает Аркадий Николаевич Елфимов, директор Ленинградского комбината
“Союзторгреклама”:

- Вы знаете, кто и когда произнес слова “Реклама - двигатель торговли?” Это сказал член КПСС, куратор торговли Анастас Иванович Микоян еще в 1939 году. Но мы с коллегами переделали это выражение так: “Реклама - это искусство, наука и экономика”. Я до сих пор считаю, что это самое полное и точное определение.

- Аркадий Николаевич, расскажите, что представляла собой “Союзторгреклама”?

- Это был Ленинградский художественный производственный комбинат, который появился в 1966 году. Я возглавил его после 10 лет работы директором Елисеевского магазина и 8 лет руководства Василеостровским Райпищеторгом. Мне объяснили, что здесь требуется человек, знающий торговлю. При “Союзторгрекламе” в скором времени были устроены разные цеха - столярный, стекольный, металлообрабатывающий и художественный. Что касается работы с магазинами, то порядок был такой: магазин давал заявку на оформление витрин, гарантировал оплату. Эту заявку рассматривал художник и делал форэскиз - проект в карандаше - на каждую витрину в отдельности. Затем этот эскиз обсуждался на художественном совете. На него приглашались и наши художники, и со стороны. Например, на них часто бывал Николай Акимов, режиссер Театра комедии, который, к тому же, прекрасно рисовал - он тоже вносил коррективы на совете и направлял работу художников. В крупных универмагах - в “Гостином дворе”, в ДЛТ и “Пассаже” - к тому времени уже были свои художники-оформители витрин. Нам они сначала как-то не доверяли, но потом часть заказов от них стала приходить и в наши цеха.

- “Союзторгреклама” занималась только оформлением витрин?

- Нет, работы было гораздо больше. Мы отвечали за рекламу на радио, на телевидении, в печати. Нам было выделено эфирное время в программе новостей на городском телевидении - около 30 минут в месяц. Рекламные модули, конечно, были не в ходу. Но статьи постоянно публиковались в крупных журналах и газетах. Наш комбинат был самым первым в стране, и его опыт распространялся по всему Союзу.

- Зачем Союзу была нужна реклама, если
у производителей фактически не было конкуренции?

- Почему? Конкуренция была. Может быть, не такая жесткая, как сейчас, но поставщики боролись за право продавать свой товар в лучших магазинах. Так, например, комбинат имени Тельмана, а также Московский и Рижский комбинаты привозили в Ленинград камвольные ткани (это хорошая шерсть, которая идет на костюмы). Предположим, был заказ на рекламу в центральной газете. Журналисты, которые состояли у нас в штате, отправлялись в Бюро товарных экспертиз - была такая независимая организация - и подробно расспрашивали экспертов о преимуществах разных тканей. Затем появлялась статья, в которой давался популярный сравнительный анализ тканей разных производителей. Мы стремились быть, прежде всего, объективными.

- Какие рекламные идеи и новшества комбината “Союзторгреклама” вы считаете удачными?

- Мы, например, сконструировали диапроектор, на котором показывали рекламные слайды. Он “комментировал” кадры на шести языках, стоило только нажать нужную кнопку. Этим проектором пользовались в гостинице “Астория”, “Европейская”, в крупных универмагах. Это был отечественный предшественник сегодняшних проекционных аппаратов - очень дорогих, сплошь зарубежного производства. Жаль, что эти разработки утрачены. А ведь мы возили проектор на Лейпцигскую ярмарку в 1968 году, и там выяснилось, что наша техника “обогнала” японскую: наш аппарат был рассчитан на 24 кадра и 6 языков, а японский - на 12 кадров и 2 языка.

- Что из рекламной практики времен 60-х потеряно?

- Очень жаль, что исчезла динамическая реклама. Талантливо в этом смысле была оформлена витрина “Елисеевского” магазина (та, что справа от входа). В 1965 году ее украсили и осветили специально для работы в зимнее время. Там лежал роскошный рог изобилия, который на миг загорался ярким светом, а затем из него появлялись разные гипсовые яства - фрукты, окорока, рыба. (Они потом на маленьком конвейере уезжали в специальную нишу). А на краю рога стоял человечек, который сам играл в рог, а из него на прозрачных нитках уплывали вверх нотные знаки - будто музыка. Перед этой витриной всегда стояла толпа народу.

Потом из обихода исчезли так называемые “плачущие витрины”. Они больше относятся к торговому оборудованию, чем к рекламе, но это была очень привлекательная для посетителей вещь. По внутреннему стеклу витрины стекала вода и уходила в специальный желоб. Если в витрине лежали фрукты, то их отлично можно было разглядеть через такой импровизированный водопад. И до конца дня у продуктов сохранялся свежий вид.

Это капля в море канувших в Лету вместе с советской торговлей интересных вещей. Сегодняшние рекламисты избалованы обилием товара и его прекрасной упаковкой. Даже никудышный изнутри, снаружи он сам себя хвалит. Во времена работы “Союзторгрекламы” рынок был куда беднее, товары - куда невзрачнее, и от нас требовалась очень большая изобретательность.

- Аркадий Николаевич, вы ездили за границу, учились рекламному делу?

- Да, это в основном были такие страны, как Болгария, Венгрия, ГДР. Но образцом эстетики в рекламе (как наружной, так и всей остальной) я считаю Финляндию. Там реклама не противоречит архитектуре, городскому стилю - она сочетается с ним, оставаясь и стильной, и заметной. Наши же рекламисты, работая в Петербурге, с его строгостью и изысканностью, ведут себя как на ярмарке: стараются “перекричать” друг друга цветом, образами.

- Что стало в итоге с комбинатом “Союзторгреклама”?

- Это печальная история. Мы размещали рекламу в том числе и на стадионах. Часто это были крупные производители телевизоров - такие, как “Рубин”, “Рекорд” и другие заводы. Болельщикам на входе раздавались маленькие анкеты с порядковыми номерами, на которых нужно было подчеркнуть самую надежную (по мнению получившего листок) модель телевизора и написать фамилию. Затем листочки собирались, и проводился розыгрыш. Владельцу выигравшего в этой своеобразной лотерее листочка доставался телевизор. Однажды это увидел Суслов. Это был мрачный категоричный человек без чувства юмора. Он обвинил комбинат в том, что тот разбазаривает ценности советского государства. Заводам было не жаль телевизоров, а Суслов пожалел. И в 1972 году “Союзторгреклама” исчезла. Руководителям подобных комбинатов в других союзных республиках были объявлены партийные выговоры.

Елена Горелкина


Tags: документалка, интересно, история, не Киев, реклама
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments