«Реклама - это промышленная, торговая агитация! - говорил Владимир Маяковский, - Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор и продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой!».
Александр Родченко сделал серию конфетных обёрток для карамели «Наша индустрия» со стихами Маяковского и изображениями тисков, станков, паровозов.
На каждом фантике была своя агитка, написанная Владимиром Маяковским и объяснявшая, что в мире — хорошо, а что — плохо.
Сейчас бы его можно было назвать одним из первых советских копирайтеров.
Несомненно, что Маяковский оказал колоссальное влияние на специфику рекламного текста в России.
КАРАМЕЛЬ "НАША ИНДУСТРИЯ"
[Текст для коробки]
От "Фабричной карамели"
мы убытков не имели.
И налево и направо
всюду ей хвала и слава!
Ты возьми конфету эту
непременно на примету:
с каждым часом все известней
на ее обертках песни.
Эта новая затея
учит лучше грамотея.
Вытесняет сорт обычный
карамели вкус "Фабричной".
И деревня и завод
лучшей - эту назовет!
КАРАМЕЛЬ "НАША ИНДУСТРИЯ"
[Тексты для конфетных оберток]
Дирижабль
Довести до дележа б
нас - буржуи кучатся.
Да советский дирижабль
на границе пучится.
Элеватор
По весне земля черна,
взбита, словно вата.
Покрупней давай зерна
пашне, элеватор.
Автоплуг
Пусть пашет луг
тракторный плуг.
Грузовоз
И пшеницу и овес -
всё подымет грузовоз:
на крутой изволок
сразу - дернул и взволок.
Мост
Ты не стой у реки
до седого веку -
лучше мост перекинь
через эту реку.
Аэроплан
Нам бы враг зашел во фланг,
да вверху аэроплан.
Чтобы красный флаг сиял,
покупайся, акция.
Тиски
Взялся пан за виски:
безобразие, -
защемилась в тиски
буржуазия.
Трамвай
Старина, не хромай.
Подтянись, что молодо.
Проведемте трамвай
от села до города.
Паровоз
Присмотрись к шатунам,
на котел прицелься.
Хорошо - всюду нам
проложить бы рельсы.
Пароход
Пароход хорош,
идет к берегу;
покорит наша рожь
всю Америку.
Трактор
Крестьянскому характеру
пора привыкнуть к трактору,
не провернуть земли сухой
доисторической сохой.
Динамо
Этою вот самою
машиною динамою
можно гору сдвинуть прочь,
горю нашему помочь.
Так же в паре с "арт-директором" Александром Родченко, Маяковский создал целую армаду рекламных плакатов,
которые стали классикой советской (и не только) рекламы.
Будучи мастером советского фотоискусства, Родченко первым применил в рекламе фотографию.
Его работы можно считать началом "документальной", если хотите "достоверной" рекламы, образы которой стали отражением потребностей своих современников.
Journal information