starovina (starovina) wrote,
starovina
starovina

Categories:

Автоматический контрольный пункт Киевского метрополитена

Автоматический контрольный пункт АКП-1



Хотя еще в 1935 году в московском метро проводились эксперименты по применению опытных турникетов, тогда от них отказались в силу неудачности конструкции в свете пассажиропотоков (была применена поворотная крестовина). Поэтому длительное время в метро проход осуществлялся через ручной контроль.

АКП-1 — первый тип массово применявшихся турникетов в метрополитенах СССР, разработанный в самом конце 1950-х годов. В киевском метро они появились в 1961 году и принимали 5-копеечные монеты.



АКП-1 на станции "Крещатик" в 1967 году
Автомат устроен достаточно несложно, это электромеханическое устройство на принципе постоянно открытого прохода для пассажира. Проход через турникет контролируют четыре луча воздействующие на фотоэлементы, что обеспечивает быстрый пропуск на станцию пассажиров оплативших проезд и преграждает вход только нарушителям, что и позволило свести до минимума срабатывание механических деталей автомата.

Выполнен в виде деревянной тумбы (более поздние - фанерной с ламинацией), на которой размещен монетоприемник со стеклянными индикаторами "Опустите 5 копеек в автомат" и "Проходите". В случае, если автомат не принимал монету, она выпадала в небольшую выемку слева. Надо заметить, что сила удара створок была непередаваемой.

Мы продолжаем поиски более детальных чертежей и фото аппарата, в работоспособном виде его можно увидеть, похоже, только в музее московского метро, так как в Киеве, такие турникеты, похоже, не сохранились. Также турникет этого типа (похоже, неработоспособный) есть в Политехническом музее, опять же, в Москве.

Автоматический контрольный пункт АКП-73

Предназначен для пропуска пассажиров на станцию метрополитена. Это электромеханическое устройство с электронным управлением работает на принципе постоянно открытого прохода для пассажира. Проследование через АКП контролируют четыре луча воздействующие на фотоэлементы, что обеспечивает быстрый и беспрепятственный пропуск на станцию пассажиров оплативших проезд и преграждает вход только нарушителям, что и позволило свести до минимума срабатывание механических деталей автомата, тем самым существенно повысить отказоустойчивость и срок службы его оборудования. Пропускная способность АКП высокая (до 2500 чел/ч).


Пропускная способность, чел/ч . . . . . . . . . . . . . . . . . 2500
Размеры прохода, мм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1193х550
Напряжение питания, В . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Потребляемая мощность, Вт:
в открытом состоянии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
в момент закрытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1600

Контрольные пункты устанавливают, как правило, в вестибюлях станций. Их комплектуют из отдельных тумб в независимые многосекционные проходы Количество их зависит от максимального пассажиропотока Определяют его из расчета 1200 чел в 1 ч на один автомат, но устанавливают на станции не менее трех тумб.

АКП-73 состоит из следующих основных частей -- основания с опорами, каркаса, щитов, верхней крышки створок с электромеханическим приводом, системы лучевого контроля, монетоприемного механизма с бункером (внутри корпуса), счетчика монет, системы электропитания и другого оборудования. размешенного внутри корпуса. В комплект автомата входят (один проход) две тумбы — левая и правая Если надо увеличить число проходов, добавляют средние тумбы


Тумба каждого вида представляет собой законченную конструкцию и отличается от тумбы другого вида составом оборудования. В левой тумбе находятся один механизм створок, рабочий орган которого срабатывает на правую сторону, световые приборы и групповые автоматы включения, через которые поступает электропитание на все АКП пропускного пункта станции В средней тумбе размещены два механизма створок, рабочие органы которых срабатывают на обе стороны, блок управления, осветители и фотодатчики, счетчик монет, бункер и монетоприемный механизм. В правой тумбе — только один механизм створок, рабочий орган его срабатывает на левую сторону, фотодатчик, блок управления, счетчик монет, монетоприемный механизм с бункером.

Под передней лицевой панелью (в средней и правой тумбах) перед входом в АКП размешены фонари зеленого и красного цвета. Нормально на табло виден красный свет который при опускании пятикопеечной монеты, жетона или валидации карты переключается на зеленый.

Масса тумбы от 95 до 122 кг. Основание ее — два параллельно расположенных швеллера 8, к которым приварены металлические площадки с отверстиями для болтов предназначенных для установки и крепления каркасов. Между швеллерами проложены в изоляционной трубке 9 электрические провода, заходящие последовательно в каждую тумбу АКП. На основание. уложенное в специально подготовленный в полу желоб, который закрывают металлической крышкой, устанавливают корпусы тумб.

Каркас АКП — металлическая сварная конструкция из уголковой стали, внутри которой находятся специальные кронштейны для крепления отдельных деталей и узлов. На основании каркасы закрепляют болтами. Это позволяет при необходимости легко снимать и заменять отдельные тумбы. Щитами закрывают боковые стороны каркасов и их верх. Щиты изготовляют из металла и к корпусу крепят замками с трехгранными ключами, что позволяет быстро снимать их и устанавливать вновь на место при ремонте и техническом осмотре. Верхняя часть каркасов закрыта полированной деревянной или металлической крышкой. Передние и задние дверцы корпуса выполнены из нержавеющей стали.

Створки с электромеханическим приводом предназначены для перекрытия прохода, если пассажир по каким-либо причинам не опустил монету в монетоприемник и пытается пройти на станцию. Проход перекрывают одновременно две створки, расположенные в левой и правой тумбах. Время срабатывания 1 с.


Механизм состоит из створки 4, тягового магнита 11 с системой тяг 6, 7, 8, 9, 10, возвратной пружины 3, двух амортизаторов 2 и защелки 14. Для удобства монтажа, регулировки и эксплуатации все узды механизма створки монтируют на общем основании.

Створка состоит из двух штанг 5 и соединительной полосы 4, окантованной резиной для смягчения удара при перекрытии прохода, так как в этот момент в нем может находиться пассажир. Ось верхней штанги укреплена в подшипнике скольжения 13, нижней - в подшипнике 12. Корпуса подшипников сварены с каркасом. На верхней оси створки установлен сектор 8, взаимно связывающий систему тяг 6, 7, 9 и 10, тяговый электромагнит 11 и возвратную пружину 3. Электромагнит работает от постоянного тока (220 В, 2 2 А). Его якорь связан с системой тяг через резьбовое соединение что обеспечивает необходимую регулировку системы Возвратная пружина все время стремится поднять створки вверх, удерживая их в открытом положении, преодолевая усилие тягового электромагнита. Амортизаторы 2 регулируют ведичину угла поворота створки и ограничивают ее ход в обоих направлениях Они состоят из винта и резиновой подушки, устанавливаемых на кронштейнах прикрепленных к корпусу АКП. Механизм защелки 14 фиксирует створки в закрытом положении, в действие его приводит электромагнит типа МНС 2100. Защелка связана с микропереключателем 5.

Работа створок с электромеханическим приводом сводится к следующему. В исходном положении АКП, когда проход открыт, тяговый электромагнит не получает электропитания, створки удерживает в верхнем открытом положении возвратная пружина. Электромагнит защелки обесточен, микропереключатель замыкает контрольные контакты положения АКП в электросхеме (на чертеже не показаны). Если пассажир, не оплатив проезд. попытается пройти через АКП то, когда он вступит в зону первого и второго лучей (находящихся перед створками), поступит сигнал на замыкание цепи питания катушек тягового электромагнита, шток тягового электромагнита 11, втягиваясь в катушку и перемещаясь вниз, потянет за собой сектор 8 и всю систему тяг. Створка опустится до нижнего ограничителя хода 2, проход будет перекрыт. Одновременно микропереключатель разорвет цепь питания тягового электромагнита. Защелка 14 своим зубом удержит створки в закрытом положении до тех пор пока пассажир-нарушитель не выйдет из зоны действия первого и второго лучей. В последующем цикле работы АКП принимает исходное (нормальное) положение.

Система лучевого контроля держит открытым проход для пассажира оплатившего проезд, и автоматически перекрывает его для нарушителей, а также контролирует проследование через АКП каждого пассажира и приводит устройства АКП в исходное положение. Система состоит из четырех лучей, два из которых установлены перед створками и два за ними.

С левой стороны прохода расположены осветители, самостоятельные для каждого луча. Конструктивно они выполнены в виде металлического закрытого патрона 1, в который вмонтированы лампа 3 типа СМ 17 (13 В 10 Вт) и линза 2. Направленный световой поток луча принимается фотоэлементом расположенным с правой стороны прохода. Здесь в аналогичный патрон вмонтированы фотодиод 5 и линза 6.

Принцип лучевого контроля состоит в следующем: когда световой поток попадает на фотодиоды первого и второго лучей, через них протекает ток, сигнал которого в электросхеме используется как команда на открытие створок АКП. Если пассажир, не опустив монету, войдет в зону этих лучей, то он прервет световой поток. Ток в электроцепи резко уменьшится, схема усилителя АКП сработает и подаст электропитание на приборы, управляющие работой створок. Створки закроются и будут удерживаться в таком положении до выхода пассажира из зоны. Только после этого схема будет восстановлена в нормальное исходное положение.


Опущенной монетой схема управления створок электрическим путем блокируется и изменение светового потока при проходе пассажиром зоны первого и второго лучей не вызывает закрытия створок В таком положении приборы останутся до тех пор пока пассажир не пройдет через АКП и не пересечет третий и четвертый лучи за створками. Схема включения этих лучей позволяет вое становить АКП в исходное положение только в том случае, когда оба луча перекрыты одновременно. Если соответственно перекрыть выходные лучи 3 и 4 то электрическая схема не позволит пройти через АКП следующему (без оплаты проезда) пассажиру. Кроме того, схема предусматривает, что мелкие вещи, которые пассажир несет впереди себя, не препятствуют его проходу.

Монетоприемный механизм предназначен для приема и кон троля пятикопеечных монет и отбраковки монет другого достоинства и суррогатов. Калибр 1 (специальное отверстие) не пропускает монеты, деформированные и геометрические размеры которых (диаметр и толщина) больше пятикопеечной. Монеты меньшего диаметра, чем 5 коп., проскакивают в чашу возврата 6.

Суррогат с примесью железа притягивается постоянным магнитом 3, установленным сбоку от монетопровода, и также возвращается пассажиру. Для получения обратно деформированных монет служит кнопка возврата 7. Стандартные монеты проходят через монетоприемник 2, датчик и падают в бункер 5. Автомат одновременно принимает три пятикопеечные монеты (друг за другом), обеспечивая беспрепятственный проход трех пассажиров подряд.

При прохождении монеты датчик 4 дает электрический сигнал в схему управления АКП, благодаря чему створки остаются в открытом положении, табло переключается на зеленый свет, счетчик зафиксирует принятую монету Когда пассажир пересечет задние лучи З и 14, схема примет исходное положение Число пропущенных в бункер монет учитывает электроимпульсный счетчик. Максимально он фиксирует 999 999 монет, затем 0 (нуль) — соответствует 1 000 000 монет и счет начинается сначала. Бункер представляет собой неразъемную конструкцию, в верхней части которой установлен счетчик, а в нижней находится запломбированная дверца для выгрузки монет. Емкость бункера 9 000 монет, что позволяет выгружать их с большим интервалом времени

Электропитание АКП получает от двух независимых друг от друга источников переменного тока 220 В подаваемого от распределительного щита освещения станции в крайнюю левую тумбу вестибюльной группы АКП. Каждый АКП включается и выключается индивидуально, дня чего за передней торцовой дверцей (кроме левого крайнего) установлен автоматический выключатель на 10 А. который также служит защитой от коротких замыканий.

Автоматическую и последовательную работу элементов АКП предусматривает специальное программное оптическое устройство, выполненное на полу проводниковых приборах отдельными блоками (панелями), которые размещены в тумбах.

Реверсивные контрольные пункты




Начальную программу теперь задают задние лучи, которые пассажир двигаясь на выход пересекает первыми. Переднее табло АКП гаснет, а дополнительное (заднее) с зеленым сигналом указывает пассажиру возможность выхода. Если кто либо после такого переключения сделает попытку пройти не оплатив проезда, то вход ему будет перекрыт створками.

В киевском метро такие турникеты используются только как турникеты на выход, и их можно увидеть, например, на станции "Харьковская".

Полуавтоматический контрольный пункт



На рабочем месте дежурного по контрольно-пропускному пункту установлено полуавтоматическое устройство. Как правило контролер находится в кабине, защищающей его от сквозняков. Однако, при неисправности АКП, для выяснения недоразумений с пассажирами, чтобы помочь пассажирам с детьми и др., он покидает ее. Проход у пункта ручного контроля остается открытым и можно пройти на станцию не оплатив проезд.

Поэтому на местах ручного контроля устанавливают устройства, получившие название полуавтоматического контрольного пункта (ПАКП), позволяющего дежурному контролеру при помощи переключателя на время отлучки перекрыть проход. Этот полуавтомат выполнен в виде тумб укороченного размера, проход между ними перекрывают створки того же типа, что и в конструкции АКП. Тумблер, управляющий створками находится в кабине контролера. Здесь также предусмотрен счетчик, учитывающий число проследовавших пассажиров. Технически, можно установить рядом несколько подобных турникетов, однако в метрополитене это не применяется.
ПАКП в действии можно еще несколько лет назад можно было увидеть на станции "Дворец Украина".

Автомат размена монет АМР



Автомат разменный АМР-220 предназначен для размена монет достоинством 10, 15 или 20 копеек на 5-копеечные монеты. Контроль принимаемых монет производится на соответствие габаритных размеров и сплава металла. Имел правовую охрану в СССР.

Последние автоматы размена долгое время (лет 15 точно) висели в выключенном виде в кассовом зале станции "Золотые ворота", а наш автомат — до сих пор работает. Перетяните монету в приемник и получите размен. Уточнение: упустили то, что в автомате при выбросе размена лоток подсвечивался. Добавим.
Продолжительность одного размена, с. . . . . . . . . . . . . . . . 1
Вместимость бункера 5-копеечных монет, шт . . . . . . . . . . . 2000
Напряжение питания, В . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Потребляемая мощность, Вт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Габаритные размеры, мм . . . . . . . . . . . . . . . . . 420х380х530
Масса, кг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60





Tags: Киев, интересно, история, метро
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments