starovina (starovina) wrote,
starovina
starovina

Categories:

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ ОСНОВАНИИ КИЕВСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КЕРАМИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАВОДА

9
Фарфоро-фаянсовая промышленность Украины начала восстанавливаться с 1921 г. по окончании гражданской войны. После создания треста ”Укрфарфорфаянс” началось систематическое объединение и реконструкция заводов. Поэтому возникла необходимость создания предприятия по производству керамических красок, с использованием местного сырья для обеспечения работы и развития отрасли в Украине.

3 мая 1924 г. приказом № 66 по Всеукраинскому государственному объединению фарфоровых, фаянсовых и стеклянных заводов с мотивированием “в целях удешевления стоимости потребляемых заводами Треста в фарфорово-фаянсовом производстве красок и улучшении их качества” была создана мастерская по изготовлению керамических красок, как подсобное предприятие на началах хозрасчета. Заведующим мастерской назначался художник-керамик Правления В.В. Варжанский, заместителем по произв.-организационной части инженер-химик Э.Я. Ерусалимский. А уже 2 июля 1924 г. приказом № 93 было утверждено штатное расписание хозрасчетной мастерской по изготовлению красок. Штат изначально состоял из трех человек. В мастерской по изготовлению красок была установлена муфельная печь из Барановки. На 26 августа 1924 г. под названием экспериментальной мастерской со штатом в 19 человек, эти работы координировал художник-керамик Правления Треста В.В. Варжанский, а руководил ею непосредственно инженер химик-технолог Э.Я. Ерусалимский.

1
Официальной датой создания хозрасчетной мастерской считается 17 сентября 1924 г. Первая партия красок была изготовлена за три месяца, 17 декабря 1924 г. Укрфарфорфаянстрест и мастерская при нем тогда находились на ул. Воровского, 22. Началось возведение горнов. В документах треста 1925 года предприятие называется Лабораторией . Со временем к лаборатории по производству красок добавилась мастерская по производству деколей. 27 июня 1925 г. была организованна художественная секция при лаборатории красок и деколи. Сотрудникам этого подраздела было поручено решить вопрос относительно росписи изделий из фарфора и фаянса для предприятий, входивших в Укрфарфорфаянстрест, а также механизации и наработки новых образцов рисунков для декорирования. Тогда на предприятии уже работало 26 человек. На 6 июля 1925 г. в Номенклатуре цветов, которая изготовляла мастерская керамических красок Фарфорфаянстреста, значилось 29 разновидностей подглазурных красок (в том числе черная), а также три люстра: розовый, бирюзовый, шамуа. В декабре 1925 г. был зачислен Иван Федорович Царьков из Московских Высших художественно-технических мастерских на должность лаборанта по производству декалькомании. Соответственно было положено начало новому цеху. За операционный 1925/1926 г. мастерская изготовила 3763,2 кг керамических красок, 608 кг люстра, 128 кг флюсов. 7 марта 1926 г. заведующим лабораторией керамических красок в Киеве значится тов. Э.Я. Ерусалимский. 10 ноября 1926 года по приказу №22 по Правлению Всеукраинского государственного объединения фарфоровых, фаянсовых и стекольных заводов об унификации отчетов предприятие относится ко вспомогательным под названием “Мастерская керамических красок и декалько”. В 1927 г. специалисты лаборатории создали выездную библиотеку, ездили с лекциями по предприятиям Треста. В 1930 г. фабрика керамических красок производила уже 96,500 кг красок и 465 листов деколи при штате в 31 человек. Уже в следующем году количество персонала выросло в два раза (до 63 человек) и было выпущено 121,070 кг красок в 40 наименований и 101,900 листов декалько.

В 30-х название производства несколько раз изменялась, и наконец выглядело как “Киевская фабрика красок и декалько”. В 1934 г., в Киеве создается экспериментальный керамический завод Укрфарфорфаянстреста. В него входят фабрика керамических красок и декалько, центральная химическая лаборатория, исследовательский завод по росписи и художественной обработке фарфора и исследовательская лаборатория художественной керамики. Такая структура предприятия (цех по производству красок, цех по производству деколи, фарфоровое производство, центральная заводская лаборатория и художественная лаборатория) с небольшими изменениями просуществовала до момента закрытия завода в 2006 году. В следующие 7 лет на базе небольшого экспериментального завода начало образовываться новое предприятие художественной керамики в Киеве, ориентированное, в первую очередь, на фарфор и фаянс. По проектному заданию, утвержденном Народным комиссариатом местной промышленности в 1936 г., новое предприятие расстраивалось по двум направлениям – как исследовательская и художественная лаборатория. Первая должна была обрабатывать и разрабатывать новые рецепты фарфоровых масс, глазурей и красок для украинских фарфоро-фаянсових заводов, а также испытывать новые типы оборудования, станков, печей сопровождать эти разработки техническими нормативами, Государственными отраслевыми стандартами. Вторая часть предприятия, запроектированная как творческая (художественная) лаборатория должна была работать над улучшением художественного оформления продукции других заводов.

С 1934 года в исследовательской лаборатории созданием рисунков для деколей занимались известнейшие мастера промышленного фарфора и фаянса, выпускники Межигорского художественно-керамического техникума – технолог К.Н. Кривич (в дальнейшем работал на заводе Художественной керамики) и инженер-лаборант, художник Н.К. Котенко (погиб во время Второй мировой войны), гравер А.И. Базлов (с 1925 г. работал на Барановском фарфоровом заводе) и трафаретчик Иван Козлов (родственник гравера Василия Анисимовича Козлова) с Буд на Харьковщине Достаточно молодым, но чрезвычайно одаренным и талантливым был выпускник Одесского художественного училища Александр Дмитриевич Сорокин. В 1930-х годах мастер первым на предприятии выполнял скульптуру. Известны наиболее ранние образцы “Ворошиловский стрелок” и “Вышивальщица”, которые выпускались на технической базе Городницкого фарфорового завода. Принимал участие в разрабтке тематических рисунков для декора посуди. Первые исследовательские малотиражные изделия в материале начали изготавливать на заводе в 1937 г. С 1939 года предприятие получает название Киевский экспериментальный керамико-художественный завод.

Во время войны завод не успели эвакуировать. За время оккупации Киева завод был разрушен, а оборудование и документация уничтожена. После освобождения Киева советскими войсками, с ноября 1943 года завод снова начал работать. Рабочие, кто остался в живых начинают восстановление предприятия. Были восстановлены ванна, камерные печи, сушила. Топили дровами, помол пигментов выполнялся на примитивном оборудовании. Вместо кварца использовали речной песок из Днепра. Не было электричества, деколь печатали вручную, сами делали гуммированную бумагу. Первый послевоенный пробный обжиг на заводе состоялся 28 декабря 1945 г. Уже тогда экспериментальным путем были изготовлены декоративные вазы, сервизы и скульптурные изделия. Первые полученные формы чайных сервизов имели красноречивые названия – “Советский Киев”, “Победа”, образцы декоративных ваз – “Цветущая Украина”. Их должны были использовать как специальное украшение для выставок, магазинов-салонов и музеев.

В начале послевоенной работы завода производство и внедрение новых форм посуды и скульптуры давалось чрезвычайно тяжело. Направление развития завода в Киеве было избранно не сразу. Методом проб и ошибок подбирались критерии необходимой для Треста линии развития. Сперва КЭКХЗ выполнял функции, подобные Львовской керамико-скульптурной фабрике, которая также заработала после войны. Эти предприятия ориентировались на производственные объединения республиканского и даже всесоюзного значения, на которых была бы созданна возможность выполнять в материале крупноформатные бюсты, стелы, доски почета, скульптуру из гипса, бетона, керамики и т.п.. Также старались создать направление производственного фарфора, который проектировался как уникальные авторские произведения, а потом дорабатывался по технологическим требованиям с целью его внедрения на разных предприятиях Укрфарфорфаянса.

К работе в художественной лаборатории КЭКХЗ приглашали художников станковой живописи, графики, а также мастеров народного творчества. Последние, создали на производстве фарфора отдельную ячейку петриковчан, создав Школу народного творчества. На заводе наметилось новое направление развития тонкой керамики. На предприятие влилась когорта выдающихся мастеров декоративной росписи народного творчества из художественной ячейки Днепропетровской обл. “Петраковка” – Вера Федосеевна Клименко-Жукова, Вера Ивановна Павленко, Галина Ивановна Павленко-Черниченко, Марфа Ксенофонтовна Тимченко.

После окончания войны и до начала 70-х гг. производство КЭКХЗ находилось в центре Киева на ул. Красноармейской, 133–135. Кроме направления народного творчества, развивались три других линии завода. Первая – аполитическая “интимная” посуда и аксессуары в творчестве ведущего художника предприятия А.Д. Сорокина, который вместо вождей и героев старался прививать вкус населения к изысканному искусству “шинуазри”. В это же время официальные заказы творчески переосмысливала художница с прекрасным домашним воспитанием, баронесса фон Йорк по происхождению, Галина Борисовна Головина. Она была виртуозным копировщиком и создавала ансамбли посуды в стилистике “сталинского ампира”. Известные также портреты этой художницы на вазах, в частности посвященной Ким Ир Сену, о которой писал Лев Владимирович Долинский. Большинство произведений Г.Б. Головиной уничтожили в конце 50-х годов во время развенчивания культа личности Сталина. Некоторые образцы остались только в фотографиях тех пор. Эта вторая линия развития завода особенно заметна в середине 1950-х гг. После принятия постановления Совета Министров УССР и ЦК КПСС “О расширении производства промышленных товаров широкого потребления и улучшение их качества ” (была напечатана 28 октября 1953 г.) фарфоро-фаянсовые производства активно механизировались. Под лозунгами рационализации и освобождения от излишиств в художественном оформлении состоялись изменения промышленной части предприятий. В формовочных цехах устанавливалось оборудование по автоматизации, на которое полагались надежды облегчения труда рабочих, внедрялись конвейеры, полуавтоматические станки, элеваторы. С учетом перспективы увеличения предприятиями выпуска продукции и товарооборота велась специализация производств. Творческая лаборатория КЭКХЗ постепенно стала одной из лучших в стране.
1
Отдельным направлением производства с 50-х годов становится скульптура. Имена Светланы Владиславовны Голембовской (Болзан), Ольги Перецовны Рапай (Маркиш), Оксаны Леонтьевны Жникруп, Владислава Ивановича Щербины принесли мировую славу КЭКХЗ. На протяжении 50-х – 60-х годов для литографского цеха по производству декалькомании и новообразованного экспериментального цеха по изготовлению высококачественных художественных керамических изделий, работала главный художник (с 1950 до 1962) Укрфарфорфаянса Сусанна Михайловна Сарапова, которая на базе предприятия творчески адаптировала мировое наследие постмодернизма. Ее творчество бывшее образцом для многих производств отрасли, получило признание на многочисленных украинских, общесоюзных и международных выставках и ярмарках. Чайно-кофейные сервизы, чашки, вазы С.М. Сараповой экспонировались на республиканских и всесоюзных выставках в СССР, Всемирной выставке в Брюсселе, международных промышленных выставках во Франции, Испании, ГДР, Бельгии, Турции, Японии, Югославии, Южной Америке, Болгарии, Ливии и т.п..
3
В 1955 г. сотрудники КЭКХЗ посещали заводы фарфора, фаянса и майолики Чехословакии с целью изучения опыта зарубежных стран. После этого в художественной и технической частях предприятия состоялись значительные изменения. На протяжении 1956–57 гг. длилось расширение производства, чувствительно увеличился ассортиментный ряд продукции для тиражирования на других заводах и собственной производственной базе. В 1958 г. на предприятии работало уже 159 человек. В течение 1955–61 гг., осуществлялись мероприятия по разработке технологий фабрикации цветного и тонкостенного фарфора, внедрялось декорирование изделий всеми возможными техниками, в том числе драгоценными металлами и кружевом. Параллельно, со второй половины 50-х до начала 60- х годов, на производстве проводились опыты по изготовлению цветного и тонкостенного фарфора, декорирование фабриката недрагоценными металлами. С 1964–65 г. большинство предприятий области модернизировали, доукомплектовали современным оборудованием, вводили в эксплуатацию новые мощные заводы в Полтаве, Сумах, Тернополе, Бориславе, Дружковке. Соответственно увеличился спрос на деколь и керамические краски. Эти шаги дали возможность получить с 1965 г. стабильные заказы на экспорт продукции. На предприятии выполнялись рисунки деколей для изделий с Государственным знаком качества. Заводская продукция достигла тонкостенности и белья, которые отвечали мировым стандартам фарфора. Товары производства КЭКХЗ поставлялись на экспорт в Великобританию, Испанию, Германию. Имеющиеся условия давали возможность работать на заводе наибольшему в отрасли количеству художников: 1962 г. среди всех 75 художников Укрфарфорфаянса на КЭКХЗ работало 15 художников и 4 скульптора.
2
25 мая 1964 г. Совет Министров УССР принимает постановление №541 о перебазировании КЭКХЗ на промузел ст. Жуляны (г. Вишневый, Киевской обл.). Начинается строительство новых помещений. После штата в 250 человек, которые работали на “старом” заводе, новый производственной комплекс открывал абсолютно другие возможности для 800 работников. С 1971 г. (266 человек) постоянно возрастала численность персонала: на 1975 г. количество штатных работников почти утроилось (760 человек), а до 1978 г. выросло до 954 человек, в дальнейшем немного уменьшилась, но довольно долго держалась на уровне 870 человек. Большое внимание уделяли привлечению молодых специалистов. Самым способным выдавали направление на обучение в средние и высшие учебные заведения. На предприятии проходили производственную практику ученики Миргородского керамического техникума, и многие из них остались работать в дальнейшем на заводе.

С 1993 г. предприятие было приватизировано под названием ОАО “ДЕФФА” (сокращенно от “Деколь, Фарфор, Фарба”). С реформами сектора собственности в период независимости Украины коллектив предприятия смог стать его владельцем. Руководством завода было принято решение относительно приватизации, которая началась с июля 1993 г. взятием мощностей производства в лизинг с правом выкупа. В 1997 г. государственную часть, которая составляла к этому времени 24%, было выкуплено предприятием. Так, на базе КЭКХЗ образовалось ОАО “ДЕФФА”. С 1995 года завод активно сотрудничал с немецким партнером. В сегменте чашек часть продукции отправлялась сначала в ГДР, а потом в ФРГ. В этот период до 50 % скульптуры производилась по моделям В. Мусиенко, другие 50 % составляла скульптура по моделям авторов прошлых лет. До конца работы завода выпускались вазы и сувенирная продукция, печаталась деколь для собственных нужд и на другие фарфоровые предприятия Украины. С небольшим перерывом в конце 90-х годов продолжалось производство керамических красок. В конце 90-х вырос спрос на ликеро-водочную фарфоровую бутылку, которая на несколько лет сменила скульптуру в ассортименте производства. С начала 2000-х годов выпуск скульптуры был восстановлен. Это было связано в первую очередь с заказами из России, где возник спрос на почти весь ассортимент фарфоровых изделий. Особый спрос был на восстановленную скульптуру по моделям авторов прошлых лет – В.И. Щербины, О.Л. Жникруп, О.П. Рапай, В.Т. Мусиенко, М.Г. Лампеки, Н. Гонсалес и новые разработки в мелкой пластике Н. Малеваного. В последние годы работы ОАО “ДЕФФА” прдолжается выпуск хозяйственной посуды и скульптуры. Объем производства чашек постоянно уменьшался и в последний год работы был прекращен. Скульптура и сувениры производились до последних дней работы завода. В 2000-х годах на предприятии работало до 280 человек. Предприятие прекратило существование в 2006 г.
По материалам издания О. Школьной «Киевский художественный фарфор ХХ столетия».

3
4
5
6
7
8
Tags: Киев, завод, интересно, история
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments