starovina (starovina) wrote,
starovina
starovina

Categories:

Институту отца и сына — 80 лет!

Вот что действительно показівает величие страны:



80 лет тому назад — в январе 1934 г. — в Киеве был организован Научно-исследовательский институт электросварки. Его базой стали электросварочный комитет и лаборатория, созданные пятью годами ранее профессором Е. О. Патоном.

К этому времени у него, выпускника Дрезденского политехнического института и Петербургского института инженеров путей сообщения, был многолетний опыт преподавания в Московском инженерном училище путей сообщения и Киевском политехническом институте. Также были мосты в Киеве — мост через Петровскую аллею (1904) и мост им. Евгении Бош на месте Цепного через Днепр (1925), взорванного в 1920 г. отступавшими поляками

А затем случился крутой поворот, о котором Евгений Оскарович писал: «Летом 1928 года я приехал на одну маленькую железнодорожную станцию проводить испытание капитально отремонтированного моста. Едва сойдя на перрон, я увидел вдали, на краю моста, ослепительные вспышки. Казалось, кто-то гигантским зеркалом ловит могучие потоки солнечных лучей.

— Электросварка? — спросил я мастера, сопровождавшего меня.

— Она самая. Хотите посмотреть? — предложил мастер.

Мне, конечно, приходилось слышать о ней и читать, но видел я ее впервые. Мы сразу же зашагали к мосту. Прикрыв ладонью глаза, я остановился невдалеке от сварщика и стал наблюдать за ним.

Молодой рабочий, оседлав одну из продольных балок, приваривал к ней длинную стальную полосу. Лицо сварщика защищал диктовый щиток с темными стеклами, он удерживал его левой рукой, а правой направлял держатель с металлическим электродом. Сварщик работал увлеченно и сосредоточенно, не отрывая взгляда от конца стального прутка, который довольно быстро плавился и превращался в гладкий и аккуратный валик — шов. У меня начинали болеть глаза, я отводил их в сторону, но через минуту снова любовался ловкими и быстрыми движениями сварщика.

Затем я отошел и задумался. Мастеру пришлось несколько раз повторить какой-то вопрос, прежде чем его голос проник в мое сознание.

Не знаю, сколько я так простоял. Мысль моя работала напряженно, стремительно. Может быть, это и есть он — тот ответ на давно мучающий меня вопрос! Может быть, электросварка и есть та чудодейственная сила, которая способна заменить клепку и вытеснить ее из мостостроения. Какой удивительно простой и экономный способ соединения металла! Кто знает, может быть, ему суждено совершить настоящую революцию в строительстве мостов, стальных конструкций, вагонов, кораблей, цистерн?

Вернувшись в Киев, я почувствовал, что «заболел» электросваркой всерьез. Я продолжал заниматься мостами, но впервые в жизни мои интересы раздваивались. Никому пока не признаваясь в этом, я начал знакомиться со сварщиками, ездить на заводы, где можно было посмотреть сварку, так сказать, в натуре, и на различных объектах изучал всю тогдашнюю специальную литературу. И вот тогда-то я стал понимать, что электросварка — настоящая и самостоятельная область науки, в которой много уже сделано, но еще больше остается неизведанного и неизученного. Это не только не отпугивало, а, наоборот, еще больше увлекало меня.

Евгений Оскарович и Наталья Викторовна Патон

Как раз в тот период я готовил к новому изданию свой курс «Железных мостов», и в нем впервые появился раздел о применении сварки в мостостроении. Этой теме было посвящено тогда всего лишь пять страниц, но зато сварка в первый раз выступила в учебнике по мостам как соперник клепке».

В 1929 г. Е. О. Патона избрали действительным членом Академии наук УССР, и он, как писал потом, принял твердое решение посвятить сварке остаток своих сил и создать научный центр электросварки в Академии наук.

Об этом Евгений Оскарович вспоминал: «Меня поддержали. Однако свободного светлого помещения тогда в Академии не оказалось, и мне предложили занять три комнаты в подвале старинного здания бывшей 1-й мужской гимназии. Помню, как заведующий хозяйством привел меня в темный сырой подвал, где лежали дрова и валялся всякий хлам. Выбора не было, я согласился занять это помещение и вскоре приступил к его отделке». В 1930 г. было учреждено научное учреждение, названное «Электросварочным комитетом Академии наук УССР» и ставшее с лабораторией одним целым.

В результате в январе 1934 г. на базе комитета и лаборатории был создан Научно-исследовательский институт электросварки Академии наук. Расположился он по тогдашней улице Короленко (Владимирской), 94, в бывшей усадьбе крупного домовладельца Бернарда Миллера. Уже в первый год своего существования институт, по воспоминаниям современников, выглядел довольно солидно. В главном двухэтажном здании помещался отдел сварочных машин с лабораторией, отдел технологии с небольшой химической и металлографической лабораторией, зал-аудитория, кабинеты, библиотека. В одноэтажном помещении размещались зал испытательных машин и электромеханическая мастерская. Во флигелях были музей испытанных образцов и сварочная мастерская.

Еще в 1879 г. известный сахарозаводчик, коммерции советник и гласный (депутат) киевской городской думы Израиль Маркович Бродский (1823—1888) предложил учредить в Киеве ремесленное училище и назначил средства на его строительство и содержание. Но он не дождался согласия властей и в 65 лет от роду умер.

И только в 1902г. министерство народного просвещения удовлетворило ходатайство сына умершего мецената и разрешило основать еврейское начальное училище с семилетним сроком обучения. Лазарь Израилевич приобрел за 64 тыс. руб. земельный участок на Кузнечной (Горького) улице и поручил одесскому архитектору А. Б. Минкусу подготовить проект. В марте 1903 г. киевский подрядчик Л. Б. Гинзбург приступил к выполнению строительных работ

А уже 7 ноября следующего года состоялось открытие Киевского еврейского казенного 2-классного училища с ремесленным классом имени Соломона Израилевича Бродского. На торжественной церемонии присутствовали начальник Юго-Западного края генерал-адъютант Н. В. Клейгельс, командующий войсками КВО генерал-лейтенант В. А. Сухомлинов, киевский губернатор генерал-майор П. С. Саввич, городской голова В. Н. Проценко, вдова учредителя училища Лазаря Бродского, умершего 19 сентября, — Сара Семеновна Бродская (Лурье) с дочерьми, учредитель и попечитель училища Лев Бродский и многие другие.

Соломон Бродский (1856—1889), младший из братьев, жил в Одессе, был женат на своей двоюродной сестре Марии, дочери Абрама Марковича, и умер в январе 1889 г. Лазарь и Лев Израилевичи совместно с Соломоном владели доставшейся им от отца Тираспольской бумажной фабрикой. Некоторое время после смерти брата они были опекунами над его малолетней дочерью Анной, которая по завещанию получила все отцовское наследство, приносившее доход до 500 тыс. руб. в год. Вероятно, этим объяснялось присвоение новому еврейскому училищу имени С. И. Бродского.

Его просторный трехэтажный корпус, стоимость которого вместе с усадьбой приближалась к 300 тыс. руб., был рассчитан на 290 учеников. Они получали общее образование, изучали еврейские предметы и потом в течение двух лет овладевали различными ремеслами. Для этого здесь имелись великолепно оснащенные профильные кабинеты, кузница, механическая, слесарная и столярная мастерские.

В 1920—30 гг. в бывшем училище Бродского размещались 3-я механическая профшкола и профтехшкола-завод им. Ратманского. В 1944 г. здание перешло в ведение Института электросварки им. Е. О. Патона.


Здание бывшего училища им. С.И. Бродского

Евгений Оскарович возглавлял созданное им научное учреждение с 1934-го по 1953 г., а после его смерти директором стал сын — Борис Евгеньевич Патон, отметивший 27 ноября 2013 г. свое 95-летие
Виталий КОВАЛИНСКИЙ

Tags: Киев, интересно, история, личность
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments